Страховой товарный запас

 

Страховой товарный запас — это запас, который постоянно лежит на складе на случай непредвиденных обстоятельств. Чаще всего страховой запас используют для покрытия рисков попадания в дефицит при следующих ситуациях:

  1. изменение скорости продаж
  2. задержка срока поставки товара (здесь покрываются риски по задержке производства у поставщика, задержки доставки или оформления груза — в общем риски по всему циклу исполнения заказов)

На практике страховой товарный запас редко лежит без движения. Поэтому при расчете заказов поставщику нужно каждый раз учитывать, что к моменту прихода следующей партии товаров на складе должен оставаться страховой товарный запас.Т.о. Данная величина имеет непосредственное влияние на расчет заказов поставщку. Так же страховой запас является важным компонентом при расчете плановой оборачиваемости товаров.


Итак, каким должен быть страховой запас?

Существует много формул по расчетам страхового запаса, но многие из них громоздкие и на середине зрасчетов абываешь что было в начале.

Прежде всего страховой запас должен быть разным для разных позиций. Т.е вначале расчетов рекомендуется провести АВС анализ товарной матрицы и далее определить для каждой из групп свой страховой запас.

Удобнее всего страховой вычислять как коэффициент от среднемесячных продаж, т.к. В этом случае при изменении скорости продаж будет меняться и страховой. Это поможт избежать ситуаций, когда, например, спрос упал в два раза, а на складе продолжает поддерживаться страховой в больших размерах.

Т.о. Получается что самое сложное — это определить коэффициенты страхового запаса (в расчете от среднемесячных продаж).


Первый фактор, из которого складывается коэффициент — это срок поставки товара (включая производственный цикл, доставку, оформление, прием товара на складе), т.е. Время от момента заказа до момента поступления товара в продажу. Допустим определим его в месяцах (например 0,5 = 2 недели, 1,5 — полтора месяца и т.д.). Далее необходимо определить отклонение в сроках поставки. Его можно взять фактическое (для этого нужно проанализировать приходы товара за последние периоды и вычислить на какой срок они отклонялись от определенного нормативного срока поставки) или вычислить экспертно (например, по моим ощущениям, поставка задерживается в среднем на неделю, а общий срок поставки 6 недель. т.е. Получаем отклонение 1/6 = 0,17).

После чего перемножаем срок исполнения в месяцах на отклонение (например, 1,5 * 0, 17 = 0,26). Получаем 0,26 — это первая часть коэффициента страхового запаса, который покрывает риск задержки товара на неделю.


Второй фактор, из которого складывается коэффициент — возможное отклонение в скорости продаж в сторону увеличения. Здесь так же можно расчитать фактическое отклонение продаж от средних или определить экспертно. Например, если продажи отклоняются от средних на 30 проценов, то отклонение равно 0,3. После чего мы умножаем отклонение на срок поставки 0,3*1.5 = 0,45 — это вторая часть коэффициента страхового запаса. Который покрывает риск увеличения скорости продаж на 30%.

Далее складывая две части получаем коэффицинт страхового запаса 0,26+0,45 = 0,71.

Умножаем 0.71 на среднемесячные плановые продажи и получаем необходимый страховой запас.


Как варьировать страховой запас для разных категорий товаров?

Для категории товаров группы А наступление дефицита очень критично, поэтому в данном случае лучше брать полный коэффициент, в нашем примере 0,71.

Для категории товаров группы В нужно определить, в случае возникновения рисков по задерке поступления товаров или увеличению скорости продаж на сколько хорошо мы хотим обеспечить продажи данной категории. На практике скорее всего порядка 80% продаж. Т.о.коэффициент страхового запаса для данной группы товаров будет 0,71*0,8 = 0,57.

Для категории товаров группы С наступление дефицита обычно не очень критично, поэтому возможно будет достаточно обеспечение 50% продаж в случае наступления рисков. Т.о. Коэффициент для данной группы будет равен 0.71*0,5 = 0.36.

Для остальных категорий страховой запас можно вообще не формировать.


Важно: чем больше срок поставки товар, чем больше скачки в продажах и чем больше риск по задержке товара, тем больше страховой запас нам необходимо иметь на складе.





Поделитесь ссылкой с друзьями

Ссылка на статью:




Ссылка для сайтов и блогов:




Ссылка для форумов: